Родительское собрание провела Антонова Елена Антоньевна, классный руководитель 3 класса. Мероприятие способствовало сохранению и укреплению здоровья учащихся и родителей.
Задачи:
формировать устойчивую мотивацию родителей к сохранению и укреплению здоровья детей;
обратить внимание родителей на факторы ухудшения здоровья;
определить условия и возможности для формирования здорового образа жизни третьеклассников;
способствовать созданию позитивного психологического климата в семье.
Форма работы: дискуссия, обмен мнениями.
Ход собрания
I. Введение в тему.
Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Мы живём в XXI веке, веке максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, легче справиться только абсолютно здоровый учащийся. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье.
- Что такое здоровье? (Ответы родителей.) Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Предлагаю поиграть в ассоциации. Подберите, пожалуйста, на каждую букву слова «здоровье» слово, связанное с этой темой. Например:
3 — закаливание, зарядка.
Д — душ.
0 — обливание, обед.
р — режим.
0 — обтирание, обследование.
в — внимание.
ь
Е — еда.
- Как вы думаете, какой процент здоровых детей в нашей стране? (Мнения родителей.)
II. Родительский всеобуч.
По данным Минздрава, лишь 22% детей признаны абсолютно здоровыми. Медицинские обследования показывают, что из года в год увеличивается число детей с различными заболеваниями.
По мнению медиков, возраст до 15 лет — самый важный для сохранения здоровья в будущем.
В начальных классах нашей школы ___ учащихся. Из них — I группа здоровья у __учащихся, II группа здоровья у ___учащихся, III группа здоровья у ____учащихся.
Основная медицинская группа у __ учащихся.
Подготовительная медицинская группа у — учащихся.
Специальная медицинская группа — учащихся.
С нарушением зрения __ учащихся.
С нарушением осанки __ учащихся.
С хроническими заболеваниями __ учащихся.
Учитель. Как видите, тема собрания очень актуальна. Как вы думаете, от каких факторов зависит наше здоровье?
Какой из факторов в процентном отношении самый важный? (Родители высказывают свои предложения, а затем учитель знакомит их с реальным положением вещей.)
Образ жизни — 50 %; наследственность — 20 %; медицинская помощь — 10 %; внешняя среда — 20 %.
Как видите, основное значение для здоровья имеет то, какой образ жизни ведёт человек.
- Что подразумевает под собой понятие «здоровый образ жизни»?
1. Соблюдение режима дня.
Это сочетание вызывает у многих школьников раздражение. Им кажется, что легче жить, не соблюдая его. Это заблуждение. Ведь режим дня только на первых порах требует большого напряжения, а потом он облегчает учение, труд, укрепляет здоровье.
Хотелось бы познакомить вас с тем, чего ни в коем случае не стоит делать родителям для соблюдения режима дня. (Учитель раздает памятки «Родительские "нельзя" для соблюдения режима дня».) (Приложение 1)
- Согласны ли вы с предложенными рекомендациями? (Проводится дискуссия, обмен мнениями.)
Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени. Например:
- не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
- 30—40 минут — на посильную работу по дому;
- час — на самообслуживание;
- 1,2 часа — на подготовку домашних заданий во 2 классе, 1,5 часа - в 3—4 классах.
- оставшееся время — на кружки и секции.
2. Рациональное питание (питание 3—4 раза в день, разнообразное, ужин не позднее 19 часов, употребление йодированной соли).
Организм ребёнка постоянно расходует много энергии, а она ему необходима для деятельности внутренних органов, поддержания постоянной температуры тела.
Особенно большое значение имеют белки, как животные (молоко, мясо, рыба, яйца), так и растительные (рис, картофель, гречка, горох, фасоль, свежая капуста). Лучшей усвояемости белков способствуют овощи. Старайтесь мясные и рыбные блюда давать ребёнку с гарниром из овощей. При недостатке белков в пище возникают вялость, слабость, похудение, отсталость в росте, снижение иммунитета. При избытке – нарушение обмена веществ, снижение аппетита.
Пища должна содержать и жиры, которые также входят в состав органов и тканей. Без жировой прослойки нарушается отдача тепла организма, снижается иммунитет, да и вкусовые качества пищи без жиров оставляют желать лучшего.
Сливочное масло, молоко, сливки, яйца хорошо усваиваются организмом, к тому же содержат витамины А и Д, так необходимые детскому организму, растительные жиры (подсолнечное масло, оливковое и др.) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирами кислоты, тоже необходимые организму.
Главный же источник энергии в организме – углеводы, которые содержатся в растительных продуктах в виде крахмала, – в таких овощах, как картофель, а также в крупах, хлебе, луке или в виде сахара, которого достаточно в фруктах и ягодах. Растущему организму ребёнка нужна и клетчатка, которая составляет оболочки овощей и злаков, для нормальной работы кишечника в рационе питания ребёнка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, капусты (как свежей, так и квашеной), кабачков, тыквы, огурцов. Давайте ребёнку бахчевые культуры, сливы, яблоки и помните, что овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
3. Полноценный сон.
1. Сон является главным средством для восстановления работоспособности.
2. Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:
- следить, чтобы ребёнок ложился спать не позднее 21.00;
- ужин должен быть не позднее чем за 2-3 часа до сна;
- всегда перед сном проветривать детскую;
- не позволять ребёнку подолгу сидеть перед телевизором или играть за компьютером вечером.
4. Закаливание.
- Закаливаете ли Вы своего ребёнка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом. (Обсуждение высказываний родителей.)
Учитель. Закаливание – мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен всем семьям.
Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорству в достижении цели, самоорганизации ребёнка и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой.
Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем, а также соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности.
Основные способы закаливания:
а) закаливание воздухом;
б) закаливание водой (обтирание, обливание, обтирание стоп, поло-скание горла, контрастный душ, купание, баня);
в) солнечные ванны по 10-20 минут с утра да 11 часов дня и после 16 часов.
Начинать закаливание врачи советуют постепенно, лучше в летний период. Но, в любом случае, перед этим необходимо посоветоваться с участковым врачом-педиатром.
5. Занятия физкультурой и спортом.
Занятия физической культурой повышают уровень функциональных возможностей, физическую и эмоциональную устойчивость, снижает заболеваемость.
Навыки, полученные во время занятий спортом, помогают ребёнку в повседневной жизни, поскольку те же принципы, что используются на тренировках, применимы в достижении социальных целей. Спортивные дети более настойчивые, упорные, целеустремленные, не пасуют перед трудностями. Преуспевающий в спорте ребёнок легче контактирует с другими детьми, лидирует среди сверстников.
Регулярные занятия физкультурой препятствуют возникновению у детей многих распространенных заболеваний: сколиоза, плоскостопия, нарушения осанки, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхита и т.д.
Лучше занимать физкультурой всей семьёй, так как ребёнок всегда хочет быть похожим на своих родителей. Поэтому мы часто бываем для них положительным примером. Вместе заниматься физкультурой будет и веселее, и полезнее. Кстати, это касается не только упражнений, но и подвижных игр. Если родители готовы поучаствовать в тех же салочках или могут показать, как правильно прыгать через скакалку, у детей такие забавы вызовут больше энтузиазма.
Для укрепления здоровья и нормализации веса очень эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом.
5. Благоприятный психологический фон.
Нужно научить ребёнка радоваться всему вокруг — солнцу, хорошей погоде, встрече с друзьями.
Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению невроза.
6. Формирование правильной осанки.
У ребёнка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
Когда ребёнок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребёнок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
Лучше приучать детей спать на спине.
Следите за походкой ребёнка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
В воспитании осанки школьников многое зависит от родителей. В круг их обязанностей входит систематический контроль за развитием телосложения, выполнением домашних и индивидуальных заданий по физической культуре, соблюдением гигиенических норм знаний, отдыха и быта.
Как контролировать осанку ребенка? Три – четыре раза в год осматривайте его обнаженным. Нет ничего страшного в том, что ваш осмотр будет недостаточно квалифицированным. Лучше ошибиться, чем оставить формирование осанки вообще без внимания. Часто первые признаки при кратковременном осмотре детей ускользают от врача, поэтому ваши наблюдения могут оказаться очень полезными. Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела ребёнка, когда голова поднята так, что нижняя граница носа находилась на одной линии с ушным отверстием, плечи развернуты, лопатки прилегают к грудной клетке, линия живота не выходит за линию грудной клетки, позвоночник умеренно выпрямлен. Осмотр осанки проводят с расстояния 1-1,5 метра. Сначала ребёнок стоит к вам лицом, затем спиной и в профиль. Когда он стоит к вам лицом, обратите внимание на контур и уровень плеч, форму грудной клетки, посмотрите, нет ли в нём ассиметричных отклонений (выбухания или уплотнения одной из сторон). Затем попросите ребёнка встать к вам спиной. Обратите внимание на положение головы, линии плеч, спины. Асимметрия их может явиться признаком бокового искривления позвоночника (сколиоза). Линия позвоночника лучше всего видна при наклоне вперед. Даже незначительное отклонение позвоночника от прямой линии говорит о сколиозе. При осмотре ребёнка сбоку обратите внимание на то, чтобы живот не выходил за линию грудной клетки. Выпяченный или отвислый живот свидетельствует о слабости мышц брюшного пресса. Осматривая контуры плечевых суставов и профильную линию позвоночника, можно обнаружить нарушение осанки, которые чаще всего приобретаются в школьные годы из-за того, что ребёнок неправильно сидит за партой или носит тяжелый портфель в одной и той же руке.
III. Родительский практикум.
Ситуация 1. Мальчик съел на обед кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торга, шоколадку.
- Полноценный ли обед получился у этого ребёнка? Почему? Какие блюда вы рекомендовали бы для обеда этому мальчику? Как обедают ваши дети?
Ситуация 2. Ребёнок пришел с улицы на 3 часа позже, чем обещал. Вы встречаете его, готовые отругать.
- Опишите ваши действия. Помните, не должно быть отрицательного эмоционального всплеска.
Ситуация 3. Ребёнок получил двойку и знает, что за неё ему попадет.
- Что вы скажете? Как поступите в данной ситуации? (Ситуацию проигрывают разные родители 2—3 раза; главное условие — придерживаться спокойного эмоционального фона.)
Учитель. А теперь заполните, пожалуйста, анкету. (Приложение 2) (Родители отвечают на вопросы анкеты.)
Полезные советы на каждый день.
1. Самое главное — сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка. Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
2. Собственным примером демонстрируйте своему ребёнку уважительное отношение к собственному здоровью.
3. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
4. Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет, не препятствуйте ему.
5. Посещайте вместе с ребёнком спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
6. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
7. Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
8. Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
9. Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе со своим ребёнком ему навстречу! (Родителям раздаются памятки «Советы родителям».) (Приложение 4)
Учитель. Помните, уважаемые родители, что ваше здоровье, здоровье ваших детей в ваших руках! Желаю всем здоровья!
V. Рефлексия.
Учитель. А в заключение хочу предложить вам хороший «рецепт» здоровья и счастья: «Возьмите чашу терпения. (Родители и учитель протягивают перед собой ладонь.) Влейте в неё полное сердце любви. (Дуют на ладонь.) Добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. (Выполняют соответствующие имитационные движения.) Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути. (Жмут руку соседу по парте.)
Приложение 1
Памятка «Родительские "нельзя" для соблюдения режима дня»
Нельзя:
- будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
- кормить ребёнка перед школой и после нее «сухой» пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
- требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
- требовать от ребёнка сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
- лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права;
- кричать на ребёнка, повышать на него голос во время выполнения домашних заданий;
- заставлять его многократно переписывать задание в тетрадь из черновика;
- не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- поощрять действия школьника, приводящие к ожиданию папой и мамой начала выполнения уроков;
- разрешать ребёнку находиться у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;
- позволять смотреть школьнику перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- ругать ребёнка перед сном;
- ограничивать двигательную активность ребёнка в свободное от уроков время;
- разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
Приложение 2
Анкета для родителей
1. Существует ли в Вашей семье определённый распорядок, режим дня?
2. Если существует, то в течение какого периода времени? Если не существует, то появлялось ли желание попробовать жить по определённому расписанию?
3. Ощущаете ли Вы полезность соблюдения режима дня?
4. Может ли оказывать влияние соблюдения режима дня на самочув-ствие Вашего ребёнка?
5. Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в Вашей семье?
6. Какие режимные моменты легки и просты для Вашей семьи?
7. Связано ли соблюдение режима дня ребёнка напрямую с сохране-нием и укреплением его здоровья?
8. Делают ли Ваши дети утром зарядку?
9. Каким видом спорта занимается Ваш ребёнок?
10. Есть ли у Вашего ребёнка нарушение зрения? Как Вы с этим боретесь?
11. Что Вы делаете для профилактики нарушения осанки у Вашего ребёнка?
12. Что по Вашему мнению должен делать учитель для укрепления здоровья Вашего ребёнка?
Приложение 3
Памятка «Советы родителям»
1. Будьте для ребёнка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения, так как одна из психологических особенностей младших школьников — склонность к подражанию.
2. Поощряйте попытки ребёнка придерживаться режима дня, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру умственного труда.
3. Правильно организовывайте режим дня школьника: обеспечьте ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотрите регулярный прием пищи (3 - 4-разовое питание); установите определенное время для подготовки уроков; выделите время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.
4. Проверяйте правильность осанки ребенка. При получении настораживающих результатов проанализируйте возможные причины отклонений в состоянии позвоночника, постарайтесь устранить их, в случае необходимости обратитесь за консультацией врача.
5. Не впадайте в крайности, не ставьте ребёнка под шквал упрёков, замечаний и наказаний. Добивайтесь, чтобы он все необходимое делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
6. Обращайте больше внимания на хорошее в ребёнке, чем на его ошибки, но не захваливайте, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом деятельности по укреплению здоровья.
раскрыть » / « свернуть